Управление образования администрации Каменского района Пензенской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
КАМЕНСКОГО РАЙОНА
«Принято»
Педагогическим советом
Протокол № 1
от «29» августа 2025 г.
«Утверждаю»
Директор МАОУ ДО ЦРТДиЮ
Т. В. Валуева
Приказ № 92 от 01. 09. 2025 г
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации образовательного процесса
с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами)
1.
Правовая основа организации образовательного процесса
с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,
инвалидами (детьми-инвалидами)
1.1.
Настоящее
Положение
регламентирует
особенности
организации
образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) (далее учащиеся с ОВЗ, дети-инвалиды)
в МАОУ ДО Центре развития творчества детей и юношества Каменского района
(далее Учреждения)
1.2. Положение разработано в соответствии с нормативными документами:
–
Конституция РФ;
–
Конвенция «О правах ребенка»;
–
Конвенция «О правах инвалидов»;
– Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
–
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидовв Российской Федерации»;
–
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
–
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования»
–
Паспорт
национального
проекта
«Образование»
(утв.
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию
и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16);
–
Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная
среда»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
–
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитанияи
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
–
Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов;
–
Письмо Минпросвещения России от 30.12.2022 №АБ-3924/06 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями « Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ОВЗ и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы
в субъектах Российской Федерации»);
–
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. №678-р;
–
Устав МАОУ ДО ЦРТДиЮ;
–
Локальные акты МАОУ ДО ЦРТДиЮ.
1.3. Ключевые понятия, используемые в Положении.
Адаптация социальная - приспособление человека к условиям новой социальной
среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.
Социокультурная реабилитация — это комплекс мероприятий, направленных на
включение детей с ОВЗ в творческую деятельность, обеспечивающую реализацию
культурных и экономических потребностей ребенка в соответствии с их интересами и
способностями, в целях социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физические и
(или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных
программ без создания специальных условий для получения образования.
Синонимичные понятия, употребляемые в практике: ребенок с «особыми
образовательными потребностями», «особый ребенок», ребенок, имеющий
нарушения здоровья.
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или
дефектами. Это приводит к ограничению жизнедеятельности и вызывает
необходимость в социальной защите.
Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Условия признания ребёнка инвалидом:
– нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,
обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
– ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином
способности
или
возможности
осуществлять
самообслуживание,
самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать
своё поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
– необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и
абилитацию.
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на
всестороннее
удовлетворение образовательных потребностей
человека
в
интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном
совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
Инклюзивное образование форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся
физических
социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных
и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательн
ых учреждениях.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа – дополнительная общеобразовательная программа, адаптированная для
обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и (при необходимости)
обеспечивающая социокультурную адаптацию указанных лиц.
Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное
оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебнонаглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети,
аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные
образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты,
необходимые для организации образовательной деятельности.
Воспитание – это управление процессом развития личности ребенка через создание
благоприятных для этого условий.
Воспитательная деятельность – это профессиональная деятельность педагога,
направленная на развитие личности ребенка.
Воспитательный потенциал – это совокупность имеющихся возможностей в
области воспитания. Воспитательным потенциалом обладают различные виды
совместной деятельности детей и взрослых, формы их взаимодействия, объекты
окружающей их среды, объединения, в которые они входят и т.п.
Воспитательный процесс – это разворачивающееся во времени взаимодействие
воспитателей и воспитанников, в ходе которого реализуются педагогические цели
воспитателя и актуальные потребности воспитанника: в общении, познании,
самореализации и т.п.
Под специальными условиями для получения образования учащимися с ОВЗ,
инвалидами (детьми-инвалидами) понимаются условия обучения, воспитания и
развития таких учащихся, включающие в себя использование адаптированных
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и методов
обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление
услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечение доступа в
здания Учреждения и другие условия, без которых невозможно или затруднено
освоение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
учащимися с ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами).
1.4. Учащиеся с ОВЗ, дети-инвалиды имеют равные права с другими учащимися.
1.5.Обучение учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов может быть организовано в
объединениях для учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов (частичная инклюзия), в
объединениях с нормотипичными детьми (полная инклюзия), индивидуально на базе
Учреждения, на дому.
1.6.Выбор формы организации обучения учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов зависит
от особенностей психофизического развития и возможностей учащегося,
особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания,
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, возможностей доставки
учащегося в Учреждение и отсутствия противопоказаний для занятий в детском
коллективе.
1.7.Форму организации обучения учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов родители
(законные представители) учащегося согласовывают с администрацией Учреждения.
1.8. Обучение по адаптированной дополнительной общеобразовательной программе
согласовывается с родителями (законными представителями) учащихся с ОВЗ, детейинвалидов.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа разрабатывается
педагогом самостоятельно с учетом особенностей нозологической группы,
психофизического развития, индивидуальных возможностей ребёнка, рекомендаций
ПМПК психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальных особенностей
учащегося с ОВЗ, ребенка-инвалида (ИПРА).
1.9. Учащиеся с ОВЗ, дети-инвалиды принимаются на обучение только с согласия
родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии (при наличии).
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ,
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Цель обучения — социокультурная реабилитация, социализация и социальная
адаптация учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов через реализацию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих и адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ.
Задачи, реализуемые при обучении:
– освоение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих и
адаптированных общеобразовательных программ учащимися с ОВЗ, детьмиинвалидами, и как следствие обеспечение им оптимальной социальной
интеграции, сохранение и укрепление их здоровья;
– обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации
образовательного процесса учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов;
– создание благоприятных условий для учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов с
учетом возрастных, индивидуальных особенностей, соматического и нервнопсихического здоровья, нозологической группы;
– создание оптимальных условий, компенсирующих неблагоприятный опыт
социализации и неблагоприятные условия жизни учащихся с ОВЗ, детейинвалидов и их семей.
Образовательная деятельность Учреждения предполагает реализацию следующих
компонентов.
– Социальный компонент. Помощь учащимся с ОВЗ, детям-инвалидам в
социальной адаптации, развития навыков общения и взаимодействия с другими
людьми.
– Культурный компонент. Приобщение учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов к
культурным ценностям, развитие его творческих способностей и интересов.
– Психологический компонент. Повышение самооценки и уверенности в себе,
формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру.
– Педагогический компонент. Обучение учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов
навыкам самостоятельной жизни, помощь в освоении новых знаний и умений.
– Творческий компонент. Развитие творческого потенциала учащихся, детейинвалидов, реализация его способностей в различных видах творчества.
– Коммуникативный компонент. Формирование навыков эффективного общения
у учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов, умения слушать и понимать других
людей, выражать свои мысли и чувства.
– Эмоциональный компонент. Создание благоприятной эмоциональной
атмосферы, способствующей развитию учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов и их
успешной социокультурной реабилитации.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧАЩИХСЯ С ОВЗ, ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
3.1. Основанием для организации обучения учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов
является:
– заявление от родителей (законных представителей);
– приказ директора Учреждения о зачислении учащихся с ОВЗ, детейинвалидов.
3.2. Образовательный процесс в детских объединениях предусматривает различные
формы проведения занятий:
– обучение учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов в смешанных группах, то есть
инклюзивно по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам;
– обучение учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов в объединениях для учащихся
данной
категории
(по
адаптированным
дополнительным
общеобразовательным программам);
– занятия в мини группах;
– индивидуальные занятия на базе Учреждения;
– индивидуальные занятия с учащимися с ОВЗ, детьми-инвалидами на дому.
3.3. Учреждение создает специальные условия для получения дополнительного
образования учащимися с ОВЗ, детьми-инвалидами (использование специальных
образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных пособий и
дидактических материалов, специальных технических средств обучения,
обеспечение доступа в здание и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ данными категориями учащихся).
3.4. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе
дистанционные образовательные технологии, электронное взаимодействие.
Программы реализуются как Учреждением самостоятельно, так и посредством
сетевых форм их реализации.
3.5. Обучение осуществляют педагогические работники Учреждения (педагоги
дополнительного образования, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, другие
педагогические работники). Педагогические работники, осуществляющие обучение
учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов должны быть знакомы с психологофизиологическими особенностями учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов и учитывать их
при организации образовательного процесса. Педагогические работники проходят
курсы повышения квалификации по организации образовательной деятельности с
учащимися с ОВЗ, детьми-инвалидами в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
3.6. Прием в Учреждение учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов осуществляется только с
согласия родителей (законных представителей), согласно Правилам приема,
учащихся на обучение по дополнительным общеобразовательным программам.
3.7. Организация образовательного процесса с учащимися с ОВЗ, детьми-инвалидами
в Учреждении регламентируется индивидуальными учебными планами объединений
и расписанием занятий, разрабатываемыми и утвержденными Учреждением
самостоятельно.
3.8. Сроки обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов могут быть увеличены с учетом
их психофизического развития.
3.9. В соответствии с СаНПиНом в Учреждении устанавливается сокращенная
наполняемость учебных групп в объединениях для учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов
в зависимости от нозологических групп:
– для глухих учащихся – 6 человек;
– для слабослышащих и позднооглохших учащихся с легким недоразвитием
речи, обусловленным нарушением слуха, - 10 человек;
– для слабослышащих и позднооглохших учащихся с глубоким недоразвитием
речи, обусловленным нарушением слуха, - 6 человек;
– для слепых учащихся – 8 человек;
– для слабовидящих учащихся – 12 человек;
– для учащихся с тяжелыми нарушениями речи – 12 человек;
– для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата – 10
человек;
– для учащихся с задержкой психического развития – 12 человек;
– для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) –
12 человек;
– детей с расстройствами аутистического спектра – 8 человек;
– для учащихся со сложными дефектами (с тяжелыми множественными
нарушениями развития) – 5 человек;
– не более 3 учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов при совместном обучении с
другими учащимися.
3.10.Списочный состав учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов формируется педагогом и
оформляется приказом директора. На каждую группу в объединениях
устанавливается недельная нагрузка не более 6 часов.
3.11. В Учреждении установлена продолжительность занятий с Учащимися не более
45 минут для учащихся с сохранным интеллектом, имеющих нарушения слуха,
опорно-двигательного аппарата и другие нарушения, для остальных категорий детей
с ОВЗ – не более 30 минут.
3.12. Выбор форм и методов проведения занятий зависит от особенностей
психофизического развития и возможностей учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов,
особенностей эмоционально-волевой сферы, состояния ребенка, по индивидуально
разработанным программам и по личному заявлению родителей (или законных
представителей) по итогам собеседования.
3.13. Содержание адаптированных дополнительных общеобразовательных программ
и организация учебного процесса выстраиваются с учетом нозологий учащихся с
ОВЗ, детей-инвалидов, их интересов, потребностей и возможностей.
3.14. Учебные занятия в рамках организации обучения учащихся с ОВЗ, детейинвалидов проводятся педагогами Учреждения в соответствии с расписанием,
утвержденным директором. Распределение часов учебного плана производится с
учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей, а также
пожеланий родителей (законных представителей).
3.15. Контроль организации обучения учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов,
своевременность проведения учебных занятий, выполнение дополнительных
общеразвивающих программ, учебного плана осуществляет заместитель директора
по учебно-воспитательной работе Учреждения в соответствии с планами работы (в
том числе, с планом внутриучрежденческого контроля).
3.16. Для педагогических работников 1 час работы с одним учащимся с ОВЗ,
ребенком-инвалидом индивидуально, дистанционно, а также на дому,
приравнивается к одному часу работы с группой.
3.17. В рамках организации образовательного процесса для учащихся с ОВЗ, детейинвалидов проводятся культурно-досуговые, физкультурно-оздоровительные и иные
воспитательные мероприятия. Мероприятия могут проводится совместно с другими
учащимися Учреждения и родителями (законными представителями) учащихся.
3.18.Учащиеся с ОВЗ, дети-инвалиды могут обучаться по нескольким
образовательным программам одновременно, менять их.
3.19. Во время занятий и мероприятий учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов могут
сопровождать родители (законные представители), а так же педагогические
работники Учреждения, волонтеры и другие специалисты.
3.20. Промежуточная и итоговая аттестация учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов,
освоивших образовательные программы соответствующего уровня, проводится в
соответствии
с
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей,
адаптированной
общеразвивающей
общеобразовательной
программой
и
Положением об аттестации учащихся Учреждения.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ,
ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ
ОБУЧЕНИИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
4.1.Основанием для организации обучения учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов по
месту жительства является:
– соответствующая
справка
(медицинское
заключение)
учреждения
здравоохранения;
– справка об инвалидности, справка ПМПК;
– письменное заявление родителей (законных представителей) об организации
индивидуального обучения ребенка по месту жительства.
4.2.Организация индивидуального обучения учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов по
месту жительства оформляется приказом директора Учреждения об организации
индивидуального обучения по месту жительства.
4.3.Обучение проводится в соответствии с дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программой
или
адаптированной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программой,
учебно-календарным
графиком, контрольно-оценочными материалами данных программ.
4.4.Зачисление в объединение проводится на основе приказа директора Учреждения.
4.5. В приказе директора Учреждения об организации индивидуального обучения по
месту жительства указываются сроки обучения учащегося с ОВЗ, ребенка-инвалида,
назначается педагог, определяется количество часов на организацию обучения,
назначается должностное лицо, на которое возлагается ответственность за
организацию и контроль индивидуального обучения на дому.
4.6. Обучение проводится по расписанию учебных занятий, учебному плану
программы.
4.7.Сроки организации индивидуального обучения по месту жительства
регламентируются сроками действия справки (медицинского заключения)
учреждения здравоохранения. В случае, если срок не указан, то до окончания
текущего учебного года.
4.8.При организации индивидуального обучения на дому педагог обязан вести
необходимые записи в журнале учёта работы педагога.
4.9.По окончании срока действия справки (медицинского заключения) учреждения
здравоохранения администрация Учреждения обязана совместно с родителями
(законными представителями) учащегося с ОВЗ, ребенка-инвалида решить вопрос о
дальнейшей форме обучения.
В случае, если дата окончания срока в справке (медицинском заключении)
учреждения здравоохранения не указана, то продолжение обучения учащегося с
ОВЗ, ребенка-инвалида в форме индивидуального обучения на дому в новом
учебном году требует повторного предоставления родителями (законными
представителями)
соответствующей
справки
(медицинского
заключения)
учреждения здравоохранения и подачи заявления на имя директора Учреждения об
организации индивидуального обучения ребенка по месту жительства в новом
учебном году.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ С ОВЗ, ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.
5.1.Участниками образовательного процесса при организации обучения учащихся с
ОВЗ, детей-инвалидов являются: учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов, их родители
(законные представители), администрация и педагогические работники ДДТ.
5.2. Учащиеся с ОВЗ, дети-инвалиды имеют право на:
– защиту своего достоинства;
– защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления
личности;
– получение квалифицированной помощи и коррекцию имеющихся недостатков
развития;
– уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации,
свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
– свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
– отдых, в том числе организованный, между занятиями, в выходные и
праздничные дни;
– обучение по индивидуальному учебному плану;
– участие в обсуждении и решении вопросов деятельности ДДТ;
– другие права, предусмотренные действующим законодательством Российской
Федерации.
Запрещается привлечение учащихся к труду, не предусмотренному
образовательной программой, без согласия учащихся и их родителей (законных
представителей).
5.3. Учащиеся с ОВЗ, дети-инвалиды обязаны:
– исполнять устав Учреждения в части, их касающейся;
– выполнять требования правил внутреннего распорядка Учреждения для
учащихся;
– выполнять требования образовательной программы Учреждения по срокам и
объёмам согласно учебным планам и учебным программам;
– бережно относиться к имуществу Учреждения, поддерживать установленный
порядок и чистоту в помещениях и на территории Учреждения выполнять
правила охраны жизни и здоровья в процессе обучения;
– находиться дома в часы, отведенные для учебных занятий, либо приходить в
Учреждения в часы, отведенные для занятий в случае организации
индивидуального обучения по месту жительства и в комбинированной форме;
– уважать честь и достоинство других учащихся и работников Учреждения.
5.4. Родители (законные представители) учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов имеют
право:
– принимать участие в управлении Учреждения;
– защищать законные права и интересы учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов;
– вносить предложения по улучшению работы с учащимися с ОВЗ, детьмиинвалидами, организации образовательной деятельности в Учреждении;
– требовать уважительного отношения к учащимся с ОВЗ, детям-инвалидам;
– создавать различные родительские объединения, клубы в Учреждении;
– знакомиться с уставом Учреждения, лицензией на право ведения
образовательной деятельности, дополнительными общеобразовательными
общеразвивающими
и
адаптированными
дополнительными
общеобразовательными программами, реализуемыми Учреждением, и
другими документами, регламентирующими организацию образовательного
процесса;
– выбирать форму получения образования;
– знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с
результатами промежуточной и итоговой аттестации;
– требовать выполнения условий договора между Учреждением и родителями
(законными представителями) учащегося с ОВЗ, ребенка-инвалида;
– другие права, предусмотренные действующим законодательством Российской
Федерации.
5.5.Родители (законные представители) учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов обязаны:
– соблюдать устав Учреждения;
– обеспечивать получение учащимися с ОВЗ, детьми-инвалидами
дополнительного образования;
– выполнять условия договора между Учреждением и родителями (законными
представителями) учащегося с ОВЗ, ребенка-инвалида;
– своевременно информировать администрацию Учреждения и педагогического
работника о рекомендациях врача, особенностях режима учащегося с ОВЗ,
ребенка-инвалида;
– создавать для учащегося с ОВЗ, ребенка-инвалида и педагога оптимальные
рабочие условия для проведения занятий дома;
– информировать администрацию Учреждения и педагога об отмене занятий в
случае болезни учащегося с ОВЗ, ребенка-инвалида и о возобновлении
занятий;
– посещать проводимые родительские собрания.
5.6.Права и обязанности педагогических работников Учреждения определяются
законодательством Российской Федерации, уставом Учреждения, правилами
внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и закрепляются в
трудовом договоре.
5.7. Педагоги дополнительного образования, осуществляющие педагогическую
деятельность с учащимися с ОВЗ, детьми-инвалидами, в том числе и в форме
индивидуального обучения имеют право:
– участвовать в управлении Учреждения в форме, определённой Уставом;
– на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
– на оплату труда в соответствии с объёмом выполняемой работы;
– на поощрение в соответствии с положением о премировании работников;
– на ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
– на защиту своих прав человека и гражданина, чести и достоинства, своих
профессиональных прав и льгот;
– свободно выбирать и использовать в работе инновационные технологии,
развивающие программы в образовательном процессе;
– свободного выбора, разработки и применения методов воспитания и обучения
детей;
– требовать от администрации Учреждения организации условий для
осуществления образовательного процесса в рамках реализуемой программы;
– на социальные гарантии и льготы, предусмотренные действующим
законодательством Российской Федерации;
– другие права, предусмотренные действующим законодательством Российской
Федерации.
5.8.Педагогические работники Учреждения обязаны:
– соблюдать Устав, правила внутреннего трудового распорядка и другие
локальные акты Учреждения, строго следовать нормам профессиональной
этики;
– соблюдать трудовую, технологическую и исполнительскую дисциплину,
обеспечивать соблюдение дисциплины и порядка учащимися;
– обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса,
формировать у учащихся гражданскую позицию, способность к труду,
развивать самостоятельность, инициативу, творческие способности учащихся,
систематически заниматься повышением своей квалификации;
– строго соблюдать требования, правила и нормы по технике безопасности и
охране жизни и здоровья детей в процессе обучения и труда, по гигиене труда;
– разрабатывать и представлять на утверждение модифицированную и (или)
авторскую программы дополнительного образования, индивидуальные
учебные планы учащихся в соответствии с локальными нормативными
правовым актами Учреждения;
– осуществлять обучение в соответствии с утвержденным расписанием;
– в полном объеме реализовывать утвержденную дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу;
– знать нозологию учащегося, особенности режима и организации домашних
занятий;
– своевременно заполнять журналы учета проводимых занятий и расписываться
в нем в подтверждение о проведенном занятии;
– осуществлять
контроль
освоения
учащимися
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы;
– беречь имущество Учреждения;
– выполнять иные обязанности, предусмотренные локальными нормативными
правовыми актами Учреждения, действующим законодательством.
5.9.Администрация Учреждения:
– готовит нормативно-правовые документы по организации образовательного
процесса с учащимися с ОВЗ, детьми-инвалидами, в том числе в форме
индивидуального обучения по месту жительства;
– устанавливает количество часов учебного плана индивидуального обучения по
месту жительства учащегося с ОВЗ, ребенка-инвалида с учетом его
индивидуальных
особенностей,
психолого-медико-педагогических
рекомендаций и аргументированного желания родителей (законных
представителей) учащегося с ОВЗ, ребенка-инвалида;
– предоставляет учащимся с ОВЗ, детям-инвалидам по запросу его родителей
(законных представителей) помощь специалистов-педагогов, педагогапсихолога и др., оказывает методическую и консультативную помощь в
освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей или
адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программ;
– предоставляет учащемуся с ОВЗ, ребенку-инвалиду на время обучения
справочную, учебную и другую литературу, имеющуюся в Учреждении;
– контролирует проведение занятий, выполнение учебных программ, методику
индивидуального обучения, результативность и индивидуальные достижения
учащихся, детей-инвалидов, ведение журналов индивидуальных занятий не
реже одного раза в три месяца;
– контролирует своевременность проведения занятий с учащимся с ОВЗ,
ребенком-инвалидом на дому;
– своевременно информирует родителей (законных представителей) обо всех
изменениях в образовательном процессе, касающихся учащегося с ОВЗ,
ребенка-инвалида.
6. ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ,
ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
6.6. Кроме реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих и
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ в Учреждении могут осуществляться проекты, программы и разовые
досуговые формы работы с учащимися с ОВЗ, детьми-инвалидами
В них включены:
– посещение учреждений культуры, здравоохранения, природоохранных
организаций;
– участие в организуемых Учреждением встречах со специалистами различных
областей;
– участие в массовых мероприятиях Учреждения;
– организация выставок;
– индивидуальная работа с родителями, включение детей в общие занятия
объединений Учреждения;
– в летний период учащиеся с ОВЗ, дети-инвалиды могут быть участниками
экскурсий и т.д.
– консультирование и обучение навыкам проведения досуга, отдыха,
формирование культурно-прикладных навыков и интересов;
– проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности
полноценного участия инвалидов в социокультурных мероприятиях,
удовлетворяющих социокультурные и духовные запросы инвалидов;
– обеспечение детей с ОВЗ, находящихся в учреждении, периодической, учебнометодической, справочно-информационной и художественной литературой,
создание и предоставление инвалидам возможности пользоваться
компьютерными рабочими местами, сетью Интернет;
– разработка и реализация разнопрофильных досуговых программ
(информационно-образовательных,
развивающих,
художественнопублицистических, спортивно-развлекательных и т.п.), способствующих
формированию здоровой психики, развитию творческой инициативы и
самостоятельности);
– расширение общего и культурного кругозора, сферы общения (посещения
театров, выставок, экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства,
праздники, юбилеи, другие культурные мероприятия).
7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ
С УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ, ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
7.1.Методическое сопровождение воспитательной и образовательной деятельности:
– банк данных об учащихся с ОВЗ, детях-инвалидах;
– банк данных о педагогах, занимающихся с учащимися с ОВЗ, детьмиинвалидами;
– банк образовательных программ по работе с учащимися с ОВЗ, детьмиинвалидами;
– учет активности участия учащихся с ОВЗ, детей-инвалидами и родителей в
мероприятиях Учреждения;
– анализ успешности учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов.
8. ДОКУМЕНТАЦИЯ
8.1.Документами, регулирующими обучение учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов
являются:
– заявление родителей (законных представителей) учащихся с ОВЗ, детейинвалидов;
– приказ директора Учреждения об организации обучения учащихся с ОВЗ,
детей-инвалидов;
– приказ директора Учреждения об организации индивидуального обучения
учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов на базе Учреждения или на дому;
– дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (или)
адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа;
– календарно-учебный график программы;
– журнал занятий;
– расписание занятий;
для обучения на дому дополнительно
– копия документа, подтверждающего инвалидность ребенка (при наличии
инвалидности);
– справка (медицинское заключение) учреждения здравоохранения о
возможности обучения;
8.2.Журнал занятий оформляется в соответствии с инструкцией о ведении журнала
учёта работы педагогов дополнительного образования и содержит:
– даты занятий в соответствии с расписанием, утвержденным директором
Учреждения;
– содержание пройденного материала в строгом соответствии с Программой,
утвержденной директором Учреждения.
8.3.Журнал хранится в архиве Учреждения 3 года.
8.4.В журнале должны содержаться все сведения об Учащемся в соответствии с
локальным нормативным правовым актом Учреждения.
9. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ,
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
9.1. Обучение учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов осуществляется бесплатно в
пределах регламентируемых часов.
9.3. Обучение учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов осуществляется в соответствии с
нормативом учебных часов в неделю по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программе
(адаптированной
общеобразовательной
общеразвивающей программой), входящей в учебный план Учреждения.
9.4. Педагогические работники Учреждения имеет дополнительную надбавку к
должностному окладу за специфику работы с учащимися с ОВЗ, детьми-инвалидами.