Хозяйство и быт крестьян. Кухонная утварь, предметы обихода

13.02.2024

Быт людей, живших ранее в 19-18-17 веках

Русский дом - это не отдельный дом, а огороженный двор, в котором было построено несколько зданий, как жилых, так и хозяйственных. Изба была общим названием жилого района, сначала так называлась главная отапливаемая жилая зона дома с печкой.

Основным строительным материалом было дерево. Лучшими породами древесины для зданий считались сосна и ель, но сосна всегда была предпочтительнее. Дуб ценился за прочность древесины, но он был тяжелым и трудным в работе. Его использовали только в нижних венцах бревенчатых кабин для строительства подвалов или в сооружениях, где нужна особая прочность (мельницы и колодцы). Другие породы деревьев, в частности широколиственные (береза, ольха, осина), обычно использовались для строительства хозяйственных построек.

Не говорили – строить избу. Говорили – рубить избу, дом. Потому и основа дома назывался сруб. Сруб - основная часть избы, четырёхугольная «клеть» скрепленных, или, как говорили, «связанных» между собой брёвен. Каждый ряд называется «венец». Срубы различались по типу скрепления брёвен.

Очи  дома – окна. Его обрамляли косяками – деревянными стойками. Над окнами – разные ажурные наличники. Они, как и косяки, прикрывают щель между срубом и оконными рамами.

Для чего нужны были эти дивные узоры?  Оказывается, не только для красоты их вырезали. Ажурные, фигурные вырезные доски быстрее сохнут. А это очень важно для защиты стен от излишней влаги. Так соединяется красота и польза в народном строительном искусстве – зодчестве.

Традиционно большая русская печь стояла справа или слева от двери, в так называемом каминном углу. Сложены на прочном деревянном основании – «опечье». Ее топили раз в день. В крестьянских домах устье печи часто поворачивалось к стене напротив входа. Сбоку от входа, рядом с печью, стоял «шкафчик» – низкий деревянный ящик, под ним - лестница, ведущая в подвал. Ставень, закрывавший дверь хранилища, назывался «подземный». Над шкафом расположена широкая полка – «касса», а сбоку - шкаф для чайной посуды. Могли висеть сечка и медные котлы.

 «Для всяких дел у мужа и жены везде должны быть вся утварь и инструменты: в доме, и на дворе, и в плотницкой, и у портного, и у кузницы, и у сапожника. И у жены также во всяком рукоделии и домашнем хозяйстве всякая утварь должна бережно храниться на своих местах. Когда нужно, что-то сделать, ни у кого ничего не просишь, на чужой двор не идешь – свое тут, и никаких слов не надо. И кухонная утварь, и та, что в пекарне и в пивоварне, - всего должно быть вдоволь: и медного, и оловянного, и железного, и деревянного – всего, что может понадобиться» - так учит крестьян «Домострой»

Угол, образованный двумя наружными стенами, в которых прорезаны окна, назывался «красным» или «большим». Красный угол – самое светлое место в доме. Освещали его три красных лицевых окна. Вверху, на полке-божнице – иконы. Обычно это иконы с изображениями Христа и Богородицы, но могут быть также изображения наиболее почитаемых святых: Николы-чудотворца, Святой Матрены. Перед иконами лампадка. Красный угол еще называют «святым». Как правило, повсеместно в России в красном углу кроме божницы находится стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов.

Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.

Полы, гладко отесанные бревенчатые стены, лавки, печь — все это сверкает чистотой и опрятностью, присущей избам крестьян, на столе льняная скатерть, на стенах — вышитые полотенца, в «красном углу» иконы в начищенных до зеркального блеска окладах, и лишь несколько выше человеческого роста проходит граница, где размещали полати.

Полати считали важной частью дома. Это широкие полки, которые сооружались в верней части избы, покрывались соломой тюфяками - место для сна, преимущественно для детей. Весь теплый воздух поднимался вверх, поэтому для сна и отдыха это было самое комфортное место.

Одежда.

Деревенской женской одеждой исстари служил сарафан - длинное безрукавное платье с наплечьями и пояском. Замужние женщины носили панёву или понёву - домотканую, обычно полосатую или клетчатую шерстяную юбку, зимой - с телогрейкой. Телогрейку называли «шушун» - это род деревенской телогрейки, короткой кофты или шубки. Хочу такой сайт

В будни на голове носили повойник - платок, обвитый вокруг головы, в праздники кокошник - довольно сложное сооружение в виде полукруглого щитка надо лбом и с тульей сзади, или кику (кичку) - убор с выдающимися вперед выступами – «рогами». Появиться на людях с непокрытой головой для замужней крестьянки считалось большим позором. Отсюда «опростоволоситься», то есть опозориться, оскандалиться .

Наиболее распространенным мужским костюмом крестьян был русский кафтан. Он отличался большим разнообразием. Общим для него был двубортный покрой, длинные полы и рукава, закрытая доверху грудь. Короткий кафтан назывался полукафтаньем. Кафтаны чаще всего были серого или синего цвета и шились из дешевого материала нанки - грубой хлопчатобумажной ткани или холстинки - льняной ткани кустарной выделки. Подпоясывали кафтан, как правило, кушаком - длинным куском ткани обычно другого цвета, застегивался кафтан крючками на левую сторону .

Разновидностью кафтана была поддёвка. Поддевка считалась более благообразным одеянием, нежели простой кафтан. Щеголеватые поддевки без рукавов, сверх полушубков, надевали состоятельные ямщики. Носили поддевку и богатые купцы, и, ради «опрощения», некоторые дворяне.

В названиях обуви особых изменений не произошло. Низкая обувь, как мужская, так и женская, в старину называлась башмаками, ботинки появились позднее, ничем существенно не отличаясь от башмаков. Ботинки, начиная с 1850-х годов, активно вытеснили почти непременные для мужчин сапоги. Особо тонкая, дорогая кожа для сапог и другой обуви называлась выростковой (из шкуры теленка менее чем годичного возраста) и опойковой - из шкуры теленка, еще не перешедшего на растительный корм. Особо щегольскими считались сапоги с набором (или сборками) - мелкими складками на голенищах.

Одежду берегли. Так «Домострой» людям дает наказ:

«Платья, рубашки и платки надо всегда носить бережно, чтобы их не испачкать, на засалить, не пролить на них ничего, на мокрое не садиться и не класть. Снимая с себя, следует сложить ее аккуратно и хранить бережно».

Традиционно крестьянская одежда сохранила отработанные веками устойчивые формы, определяющие её своеобразие и до начала ХХ века крестьянский костюм, сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приёмы декора, способ ношения и многое другое.

В нашем музее вы сможете увидеть основные элементы крестьянской избы и вещи, которые использовались в быту.

  

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.02.2024

Дата обновления: 13.02.2024

Дата публикации: 13.02.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».