Художественная роспись

09.06.2023

                       

Народные промыслы России — наша история и культура. Это искусство, которое охватывает много направлений: быт, фольклор, музыку, танцы. Одним из масштабных направлений в народных промыслах является художественная роспись. Такой вид искусства различается по региональной принадлежности или стилю. Мы расскажем вам об основных популярных направлениях художественной росписи русских народных промыслов.

Изначально художественной росписью занимались специальные мастера. Такие изделия были редкостью и роскошью. Позже художественная роспись начала распространяться и обретать большие масштабы производства. Расписные изделия уже можно было встретить в каждом доме в виде разделочных досок, скалок и тарелок. Это изделия, которые изготавливаются российскими мастерами вручную в традициях народных промыслов.

Гжельская роспись

Гжель — один из самых знаменитых и любимых видов русской народной росписи по фарфору. Фарфор — вид керамики, которую делают из смеси глины, кварца и каолина. Этот материал достаточно устойчив, не пропускает газ и воду.

https://cdn3.static1-sima-land.com/items/511482/0/400.jpg?v=1530168019

Изделия изготавливаются в несколько этапов:

Сначала мастера выливают предметы из высококачественной смеси и обжигают их.

Далее осуществляют роспись. Рисунок выполняется одной краской (кобальтом), которая после обработки приобретает синий цвет. Вещество разбавляется водой, узоры наносятся мазками, линиями, а в орнаменте появляются растительные мотивы. Узор выводится на поверхность точно и быстро.

Последний этап — покрытие глазурью и контрольное обжигание, чтобы сохранить рисунок и сделать изделие долговечным.

Изначально гжель была многоцветная, а в XIX веке основными оттенками стали — синий и белый. Однако цветные изделия в технике гжель встречаются и сейчас.

Интересные факты

Любимый узор гжельских мастеров — роза.

В XVIII веке особую популярность имели гжелевые игрушки. Согласно оценке некоторых источников, в год их изготавливалось несколько сотен тысяч.

Гжельские художники всегда почитались и были свободными даже во времена крепостного права.

Хохломская роспись

Хохлома — пожалуй, самый известный вид русской народной росписи по дереву.  Жители деревни Хохлома и близлежащих сёл кормились за счёт этого промысла. Позже деревянные изделия с красными завитушками прогремели на весь мир, были любимы в Париже, Индии и Средней Азии.

https://cdn3.static1-sima-land.com/items/3483039/7/400.jpg?v=1635508666

Деревянные изделия с хохломской росписью актуальны и по сей день.

Они изготавливаются из дерева и расписываются мастерами вручную. Основные цвета: красный, чёрный и золотой. Но хохломское золото — лишь видимость. На самом деле дерево покрывается серебристым оловом, которое после обжига в печи и покрытия льняным маслом приобретает дорогой золотой оттенок. Тёмный фон усиливает контрастность.Хочу такой сайт

Характерные элементы хохломской росписи — ягоды рябины, калины и земляники, а также птицы и звери.

Интересные факты

Мировую популярность хохлома приобрела именно после выставки в Париже, в 1899 году.

Существует легенда: технику росписи крестьянам показали старообрядцы, которые занимались иконописью.

Хохломской промысел особо прославился своими нарядными ложками.

Жостовская роспись

Жостовская роспись — художественная техника рисования на металлических подносах. Стиль росписи — цветочный. За основу берутся четыре вида композиций: собранный букет, букет враскидку, венок и гирлянда.

Ремесло зародилось в начале XIX века, в деревне Жостово Московской области, как прообраз изменённой тагильской росписи. Изначально таким стилем украшали фигуры папье-маше, но с развитием металлургии мастера перешли на роспись железных подносов.

https://cdn3.static1-sima-land.com/items/6028261/0/400.jpg?v=1621399674

Сами подносы изготавливаются из листового металла круглой, прямоугольной, восьмиугольной и овальной формы. Первые этапы производства — грунтовка, шпатлёвка, шлифовка и лакировка будущего изделия. После этого заготовка поступает к живописцу.

При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, их наносят мягкими беличьими кистями. Многослойное изображение создаётся в несколько этапов: подмалёвка, тенёжка, бликовка, а завершают оформление чертёжка и посадка семенцов.

Существует еще множество видов росписи по разным материалам, но мы надеемся, что появится наш, Каменский особенный стиль росписи. Наш педагог Мищенко Радмила Викторовна создает свой индивидуальный стиль в росписи, и мы видим в музее образцы таких работ. Основой для творчества служит Петриковская живопись.

Петриковская роспись.

Издревле люди верили, что любое изделие, украшенное орнаментом, служит оберегом их жилищ, результатов их трудов, да и их самих. Поэтому и не мудрено, что практически все народы, живущие на земле, имеют свои традиционные обереги, пришедшие из глубины веков. Так и уникальная петриковская роспись, зародившаяся более двух веков тому назад, является визитной карточкой Украины.
В старину петриковской росписью украшали камины, печи, окна, позже - кухонные доски, черпаки, миски, инвентарь, сбрую, одежду, используя яркие самодельные краски. Изначально это были цветные глины и всевозможные растительные красители, позже - анилиновые, масляные, акварельные, акриловые краски, а также темпера и гуашь с добавлением яичного желтка и молока.
Что же касается инструментов то, разумеется, в ту пору не было в широком обиходе подходящих профессиональных кистей, поэтому мастера из народа мастерили кисти самодельные. Для этого брали пучки кошачьей шерсти, срезанные у домашних кошек и наматывали на отточенный черенок. Несколько витков нити — и кисточка для сложных узоров готова! Да причем такая, что не уступала фабричной. А еще в ход также шли и камышовые палочки, и рогоза, и пипетки, и даже пальцы (ими удобно изображать ягоды).
Стоит отметить, что петриковская роспись очень разнообразна. Почти у каждого мастера есть свой собственный почерк, манера письма, приемы в стилизации, своя трактовка традиционных элементов росписи и свой излюбленный колорит. Отсюда и роспись на светлом, цветном или чёрном фоне. И поэтому рисунки на одинаковую тематику, выполненные двумя живописцами, могут кардинально отличаться в подаче и по колориту.
Петриковская роспись очень разнообразна. У каждого мастера есть свой собственный почерк, манера письма, приемы в стилизации.



 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.06.2023

Дата обновления: 10.02.2024

Дата публикации: 09.06.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».