Кузница счастья

09.02.2024

Кузнечный промысел — одно из древнейших ремесел. Выковывать самородное и метеоритное железо начали еще в каменном веке. Работать кузнецом было престижно и почетно. Простые люди нередко считали коваля «вещим человеком» или чародеем за то, что он превращал кусок бурого камня в ценную вещь.

 

Первое упоминание о кузнецах мы находим в мифах Древней Греции, когда божественный кузнец Гефест выковал гвозди, которыми Прометей был прикован к скале. На Руси самым старым способом обработки металла была ковка. Губчатое железо в холодном состоянии били колотушками, чтобы «выжать из него соки», удаляя тем самым примеси. Уже позже металл стали нагревать и придавать ему нужную форму. К VII-IX векам появляются первые славянские посёлки металлургов. Располагались кузницы в стороне от жилых домов, но вблизи водоёмов: вода нужна была для охлаждения готовых изделий, а огонь для размягчения металла.

В X-XI веках, в период развития многих ремёсел, в том числе и металлургии, у людей появились с железным лемехом плуг и соха. При археологических раскопках находили и иные кузнечные изделия – серпы, дверные замки и многое другое. Сырьём для получения железа служила болотная и озёрная руда, которая при обработке не требовала сложной технологии. В середине XIII века после монгольского завоевания исчез ряд технических приёмов, кузнечное дело пришло в упадок. Но с середины XIV века отмечается значительный подъём ремесленного производства. Получает большое распространение обработка железа в связи с возросшими военными потребностями. Русскими кузнецами были выполнены кованные и клепаные пушки, образец высокого технического и художественного мастерства. К XVII-XVIII векам большое распространение получает художественная ковка: ажурные кованые решётки на окна, ограды, ворота и многое другое. Но у кузнечного дела появляется соперник – чугунное литьё. В 30-50-е годы ХХ века, в годы социализма, кузнечное производства было признано «буржуазным» и надолго прекратило своё существование.

.

Произведении из кованого железа XVII—XVIII столетий имеют историческую и художественную ценность. В них оригинальность художественных образов получила мастерское воплощение в материале. Использование различных способов орнаментации, богатство и разнообразие узоров, чувство формы предмета позволяют отнести их к лучшим достижениям русского художественного металла.

Русское кузнечное ремесло имеет давние традиции. Сложилось оно еще в глубокой древности. Веками накапливался опыт, совершенствовалась техника кузнечного дела. Нехитрыми, но требующими определенных значительных навыков способами из кованого железа изготовляли различные предметы: гнули толстые пруты для светцев и воротных колец, ключей и сечек, ковали и вытягивали железные ленты для сундуков и ларцов.

В жизни городов и сел ремесло кузнеца играло значительную роль. Мастера могли подковать лошадь и сделать плуг, выковать ограду и изготовить новый замок. Но безвозвратно ушли в прошлое имена тех, кто умелыми руками выполнял удивительные по красоте изделия.

Испокон веков на Руси почиталось ремесло кузнеца. Отношение к нему было особенное. Занятие это всегда вызывало в народе затаенный интерес, труд мастера окружала некая дымка таинственности и загадочности. Не зря, наверное, в русских сказках и песнях самым хитрым и умным был мужик-кузнец.

Вероятно, поэтому умение выплавить руду, верно угадать добавки к железу, температуру нагрева признавалось чуть ли не чудодейственным. И, быть может, по праву Кузнецов можно считать первыми металлургами и химиками. На Руси рано было налажено производство кричного железа, называемого так от слова «крица»— куска металла, получаемого при обработке руды. После того как механическим путем из него удаляли шлак, раскаленную болванку подвергали ковке.

Помещения для кузниц были всегда прочными и надежными. Находились они обыкновенно за пределами селения или города. Ведь кузнечное дело связано с огнем, поэтому часто кузницы строились ближе к озеру или реке, на случай пожара. Иногда они были просто земляными. Но вы-строенные из сухих, крупных бревен служили восемьдесят-сто лет. Но зря в народе говорили: «Две избы переживешь, а кузницу пережить трудно».Хочу такой сайт

 

Необходимую принадлежность любой кузницы составлял горн — кирпичная печь с отверстием для воздуховодной трубы — мехов. Оборудование мастерской несложно: наковальни, молотки различной величины и веса, напильники и зубила, клещи и щипцы для держания раскаленных болванки и подковки. Мастер редко работал один. Только при ковке мелких изделий он мог обойтись бел помощника. Подручный обычно подкладывал угли, зажигал и раздувал огонь, приводил в движение мехи. Кузнец же бросал в огонь кусок железа и накаливал его добела. Если кусок железа был невелик, то одной рукой кузнец вынимал его клещами и клал па наковальню, а другой ударами молота выковывал предмет желаемой формы. Эта операция требовала немалых физических усилий и сноровки. Если ковался большой кусок, то подручный оставлял мехи, брал молот и работал вместе с кузнецом. Несколько раз переходило железо из огня на наковальню, а затем снова возвращалось в огонь для дальнейшего накаливания. По окончании ковки мастер опускал изделие в воду. Затем следовали операции по сборке и отделке изделия. Это труд сложный и кропотливый. Еще с древнейших времен мастерам были известны такие приемы, как сварка, обточка, резка, полировка, пайка. Знание этих приемов обработки давало возможность изготовлять различные инструменты, оружие, предметы быта.

В коллекциях художественного металла наиболее ценными являются изделия русских кузнецов XVII—XVIII веков. Это самые разнообразные по назначению и формам бытовые вещи — сундуки, светцы, сечки, ключи, личины замков и др. Они позволяют судить о высоком мастерстве безымянных ремесленников.

В XVII—XVIII веках кузнецы использовали различные способы украшения изделий. Они пробивали сквозные узоры на железных полосах, покрывали гладкие поверхности насечкой и гравировкой.

В современном мире кузнечное производство является очень популярным и модным, украшение интерьера коваными предметами всё чаще встречается в различных заведениях.

В нашем Центре кузнечным делом занимается Карамышев Вадим Владимирович. Кузнечная мастерская оборудована самым современным оборудованием.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.06.2023

Дата обновления: 09.02.2024

Дата публикации: 09.02.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».