Керамика Пензенского края

09.02.2024

Керамика (от греческого keramike - гончарное искусcтвo, от keramos - глина), изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а так же оксидов металлов и других неорганических соединений.

Когда же человек догадался обжигать глину, спектр ее применения увеличился неоднократно. Благодаря своим уникальным свойствам (керамика не окисляется, устойчива в более высокотемпературной области, чем металлы) она играет в мире современных материалов заметную роль.

В настоящее время керамика применяется как индустриальный материал (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), как строительный материал, художественный, как материал, широко используемый в медицине, науке ,керамика игрушка, технический, строительный.

Виды керамики

В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики -- фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики -- гончарная керамика.

Фарфор имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2 %), при постукивании издает высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. Глазурь не покрывает край борта или основание изделия из фарфора. Сырье для фарфора -- каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.

Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка 9 -- 12 %. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования. Сырье для производства фаянса -- беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка.

Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок белый, водопоглощение 3 -- 5 %, используется в производстве посуды.

Майолика имеет пористый черепок, водопоглощение около 15 %, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Сырье -- беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.

Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение до 18 %. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками -- ангобами . Кухонная и хозяйственная посуда, декоративные изделия.

 Возникновение и развитие промысла в России

 Керамическая посуда древней Руси

Самые древние глиняные черепки, выполненные в технике чернолощенной дымленной керамики, были найдены при раскопках в районе села Триполье Полтавской области и датируются 5 - 6 тыс. до нашей эры.[9] Их изучение археологами позволило сделать вывод, что в то время уже существовала высокоразвитая культура названная Трипольской. Можно лишь предположить когда был впервые раскручен гончарный круг, но с уверенностью можно сказать - его бег не остановлен до сих пор.

Помимо своей функциональности эта посуда несет в себе глубокий эмоциональный заряд, служит примером эстетического воспитания молодого поколения.

Изделия постепенно (в течении 3 - 4 недель) высушиваются, декорируются и обжигаются в туннельных печах твердыми породами древесины (бук, граб, дуб и т.д.) при высокой температуре. Процесс обжига длится от 2 до 3 суток, при этом учитываются погодные условия, состояния древесины, количество загрузки изделий в печь. Одним из самых ответственных моментов в процессе обжига является момент запечатки печи, после которого происходит задымление.

Горшок - ("горнец") и "гончар" ("горънчар") происходят от древнерусского "грънъ" ("горн" - плавильная печь), по В. Далю: (так же и для цветов) - округлый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Также - низкий устойчивый сосуд с широким горлом, может иметь разнообразное предназначение. Корчага самый большой горшок, репкой, с узким дном. На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный на печь, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться на печь. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольников, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями - придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.

Горшок Братина - посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются так, чтобы за них было удобно браться, но они не должны очень сильно выходить за габариты горшка.[10]

Горшок для топления масла - специализированная форма керамической посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с печи. Гусятница - керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, картофеля, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь.

Жаровня - печка в виде сосуда, наполненного горячими углями. Жаровни представляют собой одну из примитивных кухонных принадлежностей, и употребление их у нас сокращается день ото дня. У турок и в Малой Азии существуют разнообразные формы и виды жаровен, и употребление их тоже имеет разные назначения, например для варки кофе, для раскуривания трубок и прочее.[11]

Кондюшка, кондея - то же, что ендова. Это чаша, небольшого размера, из дерева или глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол.[12]

Канопка - глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Псковская губерния.[13]

Кашник - маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.[14]

Ендова - низкая, большая керамическая, луженая братина, с рыльцем, для пива, браги, меду; в ендове подают напитки на пирах; она же есть в распивочных и кабаках, на кораблях и пр. Крестьяне зовут ендовой и деревянную, высокую посудину, жбан, коновку.[15]

 Абашевская игрушка

Село Абашево Пензенской области - старинное русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями. Впервые село Абашево упоминается в писцовых книгах Шацкого уезда 1616 года.

Особенно прославили село Абашево мастеровые люди - горшечники и дудочники. Больше половины жителей села кружили на гончарных кругах всевозможную посуду из глины и лепили игрушку-свистульку. В XIX - XX вв. Абашево было ведущим гончарным центром России.Хочу такой сайт

Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже. Они глубоко традиционны: из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь, каждый художник - мастер пропускает эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождаются неповторимые одухотворенные очеловеченные образы. Занималось этим 162 хозяйства.

Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом, образовались целые династии гончаров и дудочников.

В старину изделия из глины в Абашеве обжигали в горнах - сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м и высотой 2 метра. Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали "каланчиками" (осколками битой посуды). Обжигали глиняные изделия березовыми или дубовыми дровами. После окончания обжига традиционно пекли картошку.

Все игрушки-свистульки изготавливаются индивидуально и являются оберегом.

Археологические культуры нашего края.

История Пензенского края богата и многообразна.

По археологическим находкам можно выстроить хронологию.

Самые древние находки относятся к эпохе неолита (6-2 тыс. лет до нашей эры).

Самые изученные керамические материалы найдены в районе Золотаревки, недалеко от Пензы. Также есть находки в с.Черкасское (Башмаковский район), недалеко от Наровчат, Каменский район с.Абалдуевка.(Залесное)

По образцам фрагментов керамики можно определить характерные черты изделий: прямостенные лепные сосуды с толщиной стенки от 0,8 до 1,2см. Сделаны сосуды из целого куска глины или "ленточно-жгутовым способом", с характерными отпечатками материала(рогожки). Эти изделия можно отнести к сетчатой керамике. Где-то присутствуют насечки-узоры. Многие сосуды имели яйцевидную форму с округлым дном, для того чтобы вкапывать их в землю или ставить на угли.

В период неолита можно отметить присутствие следующих культур: мариупольская, волосовская(севернее от Пензы), балахнинская, фатьяновская.

Следующий временной период: медный век (4-2 тыс. лет до н.э.), эпоха бронзы (1,3-,1,1 тыс. лет до н.э.).

Образцы найденные на территории нашего края разнообразны. Находки отображают разные культуры, но в них можно увидеть много общего. Наши предки селища и городища устраивали на берегах рек, особенно предпочтительны были слияния рек. Двигаясь в разных направлениях, разные керамические предметы перемещались на большие расстояния, таким образом происходило смешение культурных принадлежностей и стилей.

Культуры обнаруженные на территории в этот временной промежуток: марьяно-маклашевская (1,2-1,1 тыс. лет до н.э.), городецкая (1 т. лет до н.э.-200 лет н.э.), срубная культура(3,4 -1.2 т.лет до н.э.).

Срубная культура, была обнаружена в Мокшанском районе. Для этого времени характерны следующие образцы: горшки с зубчатым орнаментом, сосуды с плавной профилировкой, банки с раструбовидным горлом и с зауженным верхом.

Прямостенные банки. Толщина изделий от 0,8 до 1,2мм. Сделаны были лепным способом. Цвет изделий был разный в зависимости от того, где добывали глину, светло-коричневая, коричневая, серая.

Археологи выяснили, что на рубеже 2-1 тыс. до н.э. ,произошли сильные изменения в климате. В результате таких изменений всегда происходят миграции населения. В нашем регионе сильной миграции не выявлено, как правило люди жили на тех же местах, переезжая на небольшие расстояния.

Далее начиная с раннего железного века, и по сей день технологии гончарного производства меняются несущественно. Появлялись гончарные круги. В разные периоды они имели разные конструкции, но изделия получались уже более правильной геометрической формы, более тонкие. Совершенствовались способы обжига. Появлялись горны. Керамика после обжига в горне, становилась более прочной и посуда могла быть использована для разных целей (и в печи приготовить и молоко сохранить). В нашем регионе есть такие места, где по- прежнему, даже в начале XX века мастера пользовались ручным гончарным кругом.

 Пример такого явления село Языково Белинского района (в 40 км. от г.Каменка). Недавняя экспедиция  неожиданно познакомила нас с жителем этого села Иваном Захаровым. Его отец был гончаром. Иван сказал, что почти все в селе занимались этим промыслом. Глину для изделий добывали недалеко от села, зимой. Копали в карьере на глубине 9 метров, чтобы добыть самую хорошую глину белого цвета. Замачивали, фильтровали так как для горшков нужна глина хорошего качества(пластичная для работы на круге). Из необработанной глины можно было вылепить фигурки и свистульки. Сосуды крутили на ручном деревянном круге, снабженном двумя подшипниками. Сушили, затем лощили камушками из карьеров. После обжигали в горне. Горн копали в земле. После обжига обливали глазурями (свинцовыми  с медным купоросом), и опять обжигали. Так же для языковского промысла была свойственна дымленая керамика с лощеными зигзагами. 

https://minkult.pnzreg.ru/upload/iblock/16a/yazik.jpg

В базарные дни вывозили возами в города и села. В Каменке, такое торговое место было возле Дмитриевской церкви (зафиксировано фотоснимками).

Промысел старались сохранять, но к сожалению село вымирает. Не осталось гончаров в с. Языково. Мы решили возродить промысел, с его региональными особенностями. Делать керамику тем же способом ,а так же по технологии, которая была в начале XX века, в Языково. Возродить и научить подрастающее поколение ремеслу, уважать и ценить историю.

Возрождением ремесла в нашем объединении занимается педагог Слуцкая Тамара Ивановна.

     

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.06.2023

Дата обновления: 09.02.2024

Дата публикации: 09.02.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».