Управление образования администрации Каменского района Пензенской области МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА КАМЕНСКОГО РАЙОНА «Принято» Педагогическим советом Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. «Утверждаю» Директор МАОУ ДО ЦРТДиЮ Т. В. Валуева Приказ № 85 от 30. 08. 2024 г ПОЛОЖЕНИЕ об организации образовательного процесса с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья 1. Правовая основа организации образовательного процесса с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья 1.1. Настоящее Положение регламентирует особенности организации образовательного процесса для детей-инвалидов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – учащиеся с ОВЗ) по адаптированным дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей). 1.2. Положение разработано в соответствии с нормативными документами: Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07 2022г. №629; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - Распоряжением Правительства РФ от 03.06.1996 г. (редакция от 13.07.2007 г. № 923-р), приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»; - Рекомендациями по созданию условий для дистанционного обучения детей инвалидов, нуждающихся в обучении на дому (утвержденными протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 20 мая 2009 г. № АЖП12-33пр (раздел II, пункт 3) № 06-1254 от 30.09.2009 г); Письмом Минобрнауки РФ № ВК-641/09 от 29.03.2016 г. «О направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ»; - Уставом Учреждения. 2. Организация образовательного процесса 2.1. Учреждение посещают учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее – учащиеся с ОВЗ): глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата, дети с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, дети со сложными дефектами и другие учащиеся с ОВЗ. 2.2. Учреждение создает специальные условия для получения дополнительного образования учащимися с ОВЗ и детьми-инвалидами (использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, обеспечение доступа в здание и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ данными категориями учащихся). 2.3. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное взаимодействие. Программы реализуются как Учреждением самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. 2.4. Обучение осуществляют педагогические работники Учреждения (педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, другие педагогические работники). Педагогические кадры, осуществляющие обучение учащихся с ОВЗ, должны быть знакомы с психолого-физиологическими особенностями учащихся и учитывать их при организации образовательного процесса. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий могут осуществлять педагогические работники, прошедшие курсы повышения квалификации по указанной тематике (не менее144 часов). 2.5. Прием в Учреждение учащихся с ОВЗ осуществляется только с согласия родителей (законных представителей), согласно Правил приема, обучения, перевода, отчисления учащихся в объединения Учреждения. 2.6. Образовательная деятельность для учащихся с ОВЗ проводится в целях социальной адаптации и интеграции (реинтеграции) их в общество, в том числе приобретения ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой деятельности и семейной жизни в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью образовательной среде. 2.7. Организация образовательного процесса с учащимися с ОВЗ в Учреждении регламентируется индивидуальными учебными планами объединений и расписанием занятий, разрабатываемыми и утвержденными Учреждением самостоятельно. 2.8. Сроки обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов могут быть увеличены с учетом их психофизического развития. 2.9. В Учреждении устанавливается сокращенная наполняемость учебных групп в объединениях для детей с ОВЗ: - для детей с нарушением слуха – 8 человек; для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата – 5 человек; для детей с задержкой психического развития – 8 человек; для слепых и слабовидящих детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, детей с расстройствами аутистического спектра, детей, имеющих сложные дефекты физического и психического развития – 5 человек. 3. Формы обучения и объем учебной нагрузки 3.1. Образовательный процесс в детских объединениях предусматривает различные формы проведения занятий: - обучение детей с ОВЗ в смешанных группах, то есть инклюзивно по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам; обучение детей с ОВЗ в специализированных группах (по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам); занятия в мини группах; индивидуальные занятия; дистанционное обучение детей инвалидов (индивидуально с использованием телекоммуникационной сети Интернет); индивидуальные занятия с детьми-инвалидами на дому. 3.2. В Учреждении установлена продолжительность занятий с учащимися с ОВЗ не более 45 минут для учащихся с сохранным интеллектом, имеющих нарушения слуха, опорно-двигательного аппарата и другие нарушения, для остальных категорий детей с ОВЗ – не более 30 минут. 3.3. На каждую группу в объединениях устанавливается недельная нагрузка не более 6 часов. 3.4. Формы обучения и объем учебной нагрузки учащихся может варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей. 3.5. Учащиеся с ОВЗ, не имеющие возможность заниматься в группе или посещать Учреждение, могут обучаться ин6дивидуалшьно, на дому или с использованием и дистанционных образовательных технологий при отсутствии противопоказаний для работы с компьютером. 3.6. Для педагогов дополнительного образования 1 час работы с одним учащимся с ОВЗ индивидуально. Дистанционно, а также на дому, приравнивается к одному часу работы с группой. 3.7. В рамках организации образователльного процесса для учащихся с ОВЗ проводятся культурно-досуговые, физкультурно-оздоровительн6ые и иные воспитательные мероприятия. Мероприятия могут проводится совместно с другими объединениями Учреждения и родителями (законными представителями) учащихся. 3.8.Учащиеся могут обучаться по нескольким образовательным программам одновременно, менять их. 4. Сопровождение учащихся. 4.1. Во время занятий и мероприятий учащихся могут сопровождать родители (законные представители), а так же педагогические работники учреждения, волонтеры и другие специалисты. 5. Аттестация учащихся с ОВЗ. 5.1. Промежуточная и итоговая аттестация учащихсвя с ОВЗ, освоивших образовательные программы соответствующего уровня, проводится в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и Положением об аттестации учащихся Учреждения.